С 1 января 2019 года в России начала работать новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Твердые коммунальные отходы или сокращенно ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).
Такой договор должны заключать собственники частных жилых домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в МКД.
Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), то есть если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.
Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.
Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.
Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Однако теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор взыскивает в досудебном и судебном порядке.
К региональному оператору по обращению с ТКО можно предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).
К управляющей компании, органу местного самоуправления - направляются претензии по содержанию и чистоте мест (площадок) накопления ТКО.
Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?
На нарушения закона, связанные с экологией и охраной окружающей среды - в территориальный орган Росприроднадзора.
На нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил - в территориальный орган Роспотребнадзора.
На нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО - в Министерство ЖКХ Ростовской области. Кроме того, поскольку при предоставлении указанной коммунальной услуги затрагиваются жилищные права граждан – в Жилищную инспекцию Ростовской области.
В случае несогласия с результатами рассмотрения обращений вышеуказанными ведомствами - районному прокурору, затем в прокуратуру области.
Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться к региональному оператору. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. В данном случае - справку о составе семьи, выписку из домовой книги или домовую книгу.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.
За уборку незаконных свалок, в т.ч. в дачных и лесных зонах отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя.
В случае обнаружения таких фактов нужно обращаться в орган местного самоуправления, а также подать обращение в органы Росприроднадзора. Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, по возможности, приложить фотографии. Обращение может быть направлено и в электронной форме.
Прокуратурой Матвеево-Курганского района также уделяется внимание рассматриваемому вопросу
Так, за период 2020-2022 гг. по мерам прокурорского реагирования ликвидированы 57 несанкционированных свалок на общей площади около 1,5 тыс. куб. м. За нарушение правил благоустройства территорий поселений по инициативе прокурора привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» 3 главы администраций сельских поселений и 1 заместитель.
К примеру, по иску прокуратуры района решением суда от 08.02.2021 признано незаконным бездействие администрации Матвеево-Курганского района в части не принятия решений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определения схемы их размещения. Кроме того, администрация района обязана принять решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупно-габаритных, отвечающих предъявляемым законом требованиям, и определить схему их размещения, также обязана утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Решение суда находится на исполнении.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции М.В. Ростен