Замещение должности муниципальной службы обязывает соблюдать установленные законодательством запреты, ограничения и обязанности, которые следует помнить и неукоснительно исполнять.
Правом муниципального служащего, среди прочих, является с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомление подается на имя главы администрации муниципального образования по установленной в администрации форме не позднее, чем за две недели до начала иной оплачиваемой деятельности, выполнение работы без уведомления – запрещено.
К обязанностям муниципального служащего, среди прочих, относят:
- представлять в установленном порядке предусмотренные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения) своих и членов своей семьи ежегодно до 30 апреля. Лица, включенные в Перечень, утвержденный в администрации, а также выборные должностные лица, представляют сведения не только на себя, но и на супруга и несовершеннолетних детей, и подлежат дальнейшему опубликованию на официальном сайте администрации для всеобщего доступа на сайте.
- представлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать ежегодно до 1 апреля.
- уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения.
В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организации, получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума, использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего; гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора, если его отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.
В целях соблюдения требований к служебному поведению муниципальный служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;
3) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;
5) проявлять корректность в обращении с гражданами;
6) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
7) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
8) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.
Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.
В целях противодействия коррупции законодательством РФ установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений для муниципальных служащих.
В силу Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Законом, Законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий для муниципальных служащих определяется трудовым законодательством.
Согласно действующему законодательству конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности, которая означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества самим служащим; лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве. К ним относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей, организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.
К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья служащего, его родственников.
Рассматривая судебную практику наверняка можно сказать, что наиболее часто служащие оспаривали применение к ним дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в случаях непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является служащий; непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению таких споров Верховный суд сделал следующие выводы.
1. Служащий может быть уволен, если он является стороной конфликта интересов
Муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы.
2. Служащий может быть уволен, если не уведомит начальника о возможном конфликте интересов.
Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы. Муниципальный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Муниципальный служащий обязан в письменном виде уведомить главу о конфликте интересов – форма свободная, в случае подачи рекомендуется указать в нем следующую информацию:
1) обстоятельства, которые привели или могут привести к возникновению конфликта интересов;
2) должностные обязанности, на исполнение которых может повлиять либо влияет личная заинтересованность служащего;
3) меры, предлагаемые служащим для предотвращения или урегулирования конфликта интересов.
К документу могут прилагаться материалы и документы, подтверждающие изложенную в нем информацию.
Уведомить представителя нанимателя необходимо, как только служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения (ч. 2 ст. 11 Закона 273-ФЗ).
Старший помощник прокурора
Матвеево-Курганского района
младший советник юстиции М.В. Ростенко