«Нарушения бюджетного законодательства»

По результатам проверки исполнения бюджетного законодательства, проведенной в учреждениях района по заданию прокуратуры области, установлены случаи неисполнения муниципального задания четырьмя образовательными организациями района и учреждением здравоохранения.

Формирование администрацией района муниципального задания подведомственным учреждениям, оказывающим услуги физическим лицам в сфере образования и здравоохранения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в первую очередь направлено на то, чтобы обеспечить целевое и эффективное использование направляемых на их содержание средств местного бюджета.

При этом невыполнение муниципального задания учреждением указывает на неисполнение обязанности по экономному использованию бюджетных средств.

По результатам проверки прокуратурой района подготовлены 2 представления об устранении нарушений бюджетного законодательства, допущенных при формировании муниципальных заданий и контроле их исполнения в отдел образования администрации района и в администрацию района, также в отношении руководителей образовательных учреждений, виновных в допущенных нарушениях, возбуждены 4 дела об административном правонарушении по ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ и направлены на рассмотрение мировых судей.

Кроме того, мониторингом действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления сельских поселений выявлены 11 постановлений администраций о порядке формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями и постановлений, утвердивших данные перечни. По протестам прокурора данные постановления признаны утратившими силу.                                                                                                              

Старший помощник

прокурора района

младший советник юстиции М.В. Ростенко

«Ответственность за мошенничество при получении выплат»

Статьей 159.2 УК РФ предусмотрена ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

К социальным выплатам, в частности, относятся пособие по безработице, компенсации на питание, на оздоровление, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства материнского (семейного) капитала, а также предоставление лекарственных средств, технических средств реабилитации (протезов, инвалидных колясок и т.п.), специального транспорта, путевок, продуктов питания.

Не относятся к социальным выплатам по смыслу статьи 159.2 УК РФ гранты, стипендии, предоставляемые физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования, культуры и искусства, субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, на поддержку малого и среднего предпринимательства. Мошенничество при получении указанных выплат квалифицируется по статье 159 УК РФ.

Обман как способ совершения преступления, предусмотренного статьей 159.2 УК РФ, выражается в представлении в органы исполнительной власти, учреждения или организации, уполномоченные принимать решения о получении выплат, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений о наличии обстоятельств, наступление которых согласно закону или иному нормативному правовому акту является условием для получения соответствующих выплат в виде денежных средств или иного имущества (в частности, о личности получателя, об инвалидности, о наличии детей, наличии иждивенцев, об участии в боевых действиях, отсутствии возможности трудоустройства), а также путем умолчания о прекращении оснований для получения указанных выплат.

Если лицо путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах получило документ (справку, удостоверение, сертификат и пр.), подтверждающий его право на получение социальных выплат, однако по независящим от него обстоятельствам фактически не воспользовалось им для получения социальных выплат, содеянное следует квалифицировать в соответствии с частью 1 статьи 30 УК РФ как приготовление к мошенничеству при получении выплат, если обстоятельства дела свидетельствуют о том, что умысел лица был направлен на использование данного документа для совершения преступлений, предусмотренных частями 3 или 4 статьи 159.2 УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 159.2 УК РФ, может быть лицо, как не имеющее соответствующего права на получение социальных выплат, так и обладающее таким правом (например, в случае введения в заблуждение относительно фактов, влияющих на размер выплат).

Максимальное наказание, предусмотренное за мошенничество при получении выплат, с учетом квалифицирующих признаков, составляет 10 лишения свободы со штрафом в размере 1 миллиона рублей.

Старший помощник прокурора

Матвеево-Курганского района

младший советник юстиции С.А.Мирошниченко

«Административная ответственность за коррупционные правонарушения»

Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные в интересах юридического лица посредством незаконных передачи, предложения или обещания должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав.

Ответственность несет юридическое лицо, в интересах которого передавалось имущество.

Минимальный размер административного штрафа за такое деяние составляет 1 млн. руб.

В случае совершения подобных действий в крупном (от 1млн. руб.) и особо крупном (от 20 млн. руб.) размерах административный штраф составит не менее 20 и 100 млн. руб., соответственно, с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Также установлена административная ответственность юридических и должностных лиц за неуведомление в 10-дневный срок работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100.тыс. руб.

Размер штрафа за данное нарушение для должностных лиц составляет от 20 до 50 тыс. руб., юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб.

Сроки давности привлечения к административной ответственности за названные нарушения составляют 6 лет.

Дела указанной категории возбуждаются прокурором и рассматриваются мировыми судьями.

Старший помощник прокурора

Матвеево-Курганского района

младший советник юстиции С.А.Мирошниченко

«Уголовная ответственность за невыплату зарплаты»

Уголовным законом охраняется право каждого работника на своевременную в полном размере выплату справедливой заработной платы, а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав гражданина, за что установлена уголовная ответственность.

В частности, уголовная ответственность установлена ответственность за частичную, свыше 3-х месяцев, невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.

Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Максимальное наказание за данное деяние – 1 год лишения свободы.

Также предусмотрена ответственность за полную невыплату свыше 2-х месяцев заработной платы и иных выплат или выплату заработной платы свыше 2-х месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, максимальное наказание за что составляет 3 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Преступлением будет являться невыплата заработной платы путем бездействия свыше двух или трех месяцев подряд.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за те же деяния в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий.

Понятие тяжких последствий носит оценочный характер. К таким последствиям можно отнести, смерть или тяжкий вред здоровью в результате отсутствия средств на оплату дорогостоящего лечения работника (других лиц) или его близких, обеспечиваемых обязательными и не произведенными по вине администрации выплатами; утрата жилья в результате невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами; ухудшение материального положения многих людей, приведшее к акциям протеста с тяжелыми последствиями (нарушение работы транспорта, путей сообщения, голодовки, повлекшие причинение вреда здоровью, самоубийство и т.п.)

Уголовно наказуемым деянием является невыплата заработной платы при наличии реальной возможности ее выплатить.

Например, если работодатель, имея на расчетных счетах денежные средства, расходовал их не на погашение задолженности по заработной плате и иным выплатам, а на хозяйственные нужды, оплату консультационных услуг, погашение процентов по полученным в банковских учреждениях кредитам и другие коммерческие операции. В противном случае, состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Для признания невыплаты зарплаты и иных предусмотренных законом выплат преступлением в действиях работодателя должна быть установлена корыстная или иная личная заинтересованность.

Под корыстной заинтересованностью понимается стремление лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц.

Иная личная заинтересованность - стремление лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

О фактах невыплаты зарплаты частично или полностью следует информировать прокуратуру района.

Старший помощник прокурора

Матвеево-Курганского района

младший советник юстиции С.А.Мирошниченко