Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура информирует о необходимости получения некоммерческими организациями, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства лицензии на право добычи подземных вод

Природоохранная прокуратура информирует, что статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена пунктом 3 следующего содержания:

«Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства («СНТ», «ДНТ»), вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами».

Действие указанного положения распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу (то есть до 01.01.2019) Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 3 статьи 55 указанного Закона).

Обращаем Ваше внимание, что лицензированию подлежат коллективные скважины, используемые для нужд садоводства, огородничества или дачного хозяйства в целях ведения садоводства и огородничества, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 11 Закона «О недрах» лицензией является документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со статьей 2.3 Закона «О недрах» участки добычи подземных вод СНТ и ДНТ относятся к участкам недр местного значения вне зависимости от объемов откачки воды. Полномочиями по лицензированию участков недр местного значения наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Ростовской области уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 1А).

Отсутствие после 01.01.2020 лицензии на пользование недрами, а соответственно использование подземных вод без разрешительной документации, является административным правонарушением, за которое предусмотрено административное наказание в виде штрафа для должностных лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей, для юридических - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Помощник природоохранного прокурора юрист 2 класса А.В. Поштарук

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об изменении законодательства в сфере ветеринарии

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; немедленно извещать государственных ветеринарных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.

С 01.01.2021 вступили в законную силу Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626 (далее – Ветеринарные правила).

Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

Перемещение биологических отходов к местам их хранения, переработки или утилизации должно осуществляться в закрытых емкостях, устойчивых к механическому воздействию, воздействию моющих и дезинфицирующих средств, оснащенных крышками или другими средствами защиты, конструкция которых не допускает их самопроизвольного открывания, или в одноразовых полиэтиленовых или пластиковых пакетах, устойчивых к прокалыванию.

Не допускается перемещение биологических отходов в одном транспортном средстве совместно с другими грузами.

Хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами).

Переработка умеренно опасных биологических отходов допускается в целях производства кормов и кормовых добавок для животных, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения. Переработка особо опасных биологических отходов не допускается.

Хозяйства, осуществляющие убой животных, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются умеренно опасные биологические отходы, вправе перерабатывать умеренно опасные биологические отходы путем предварительного измельчения и последующей проварки в котлах или иных емкостях не менее 2 часов при температуре не менее 100 °C.

Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31.12.2020 включительно.

Утилизация особо опасных биологических отходов должна осуществляться под наблюдением специалиста в области ветеринарии, являющегося уполномоченным лицом органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка.

К захоронению в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме допускаются умеренно опасные биологические отходы после подтверждения отсутствия возбудителей африканской чумы свиней, бешенства, блютанга, высокопатогенного гриппа птиц, гриппа лошадей, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, оспы овец и коз, сапа, скрепи овец и коз, сибирской язвы, трихинеллеза, туляремии, чумы крупного рогатого скота, чумы мелких жвачных животных, эмфизематозного карбункула (эмкара), ящура по результатам лабораторных исследований.

На территории скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы запрещается пасти скот, косить траву, перемещать землю и гумированный остаток за пределы скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы.

Запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты.

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что согласно ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Природоохранная прокуратура информирует о необходимости сообщения гражданами и организациями сведений о нарушениях законов в сфере обращения с биологическими отходами (например, обнаружение фактов захоронения биологических отходов в землю, вывоза их на свалки (полигоны), сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты) посредством письменных обращений на адрес: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское шоссе, 16 либо на официальном сайте прокуратуры Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_61).

Старший помощник природоохранного прокурора юрист 1 класса  И.В. Бойко

Природоохранной прокуратурой утверждено обвинительное заключение по факту хранения и захоронения химических веществ, повлекшего загрязнение окружающей среды на территории г. Ростова-на-Дону

Ростовским межрайонным природоохранным прокурором утверждено обвинительное заключение в отношении бывшего начальника участка по утилизации отходов полигона ТОПП (твердых отходов производства и потребления) ОАО «Чистый город», расположенного в Северо-Западной промзоне г. Ростова-на-Дону, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 (хранение, захоронение химических отходов с нарушением установленных правил, повлекшее загрязнение окружающей среды) УК РФ.

По версии следствия, ответственное лицо, имея умысел на хранение и захоронение химических отходов с нарушением установленных правил, влекущее загрязнение окружающей среды, понимая и достоверно зная фактические границы полигона ТОПП, а также то обстоятельство, что полигон переполнен и дальнейшее захоронение на нем отходов невозможно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде создания угрозы причинения существенного вреда окружающей среде, в виде загрязнения окружающей среды химическими отходами, а именно таких ее компонентов как почва, не желая, но сознательно допуская наступление этих последствий, и тем самым действуя умышленно, самостоятельно принял решение, а также организовал размещение и захоронение поступающих на полигон отходов, на земельном участке площадью 8 283,32 кв. м., расположенном за северной границей полигона, не предоставленном в пользование организации.

Проведенными в ходе предварительного расследования судебными химической и экологической экспертизами установлен факт загрязнения почвы химическими элементами - тяжелыми металлами, азотом нитратным, нефтепродуктами, сульфатами, вызванный в результате негативного воздействия, находящегося на почве мусорного полигона, что привело к ухудшению её состояния и деградации. Устранение вреда, причиненного почве, на указанном земельном участке, требует длительного времени и больших финансовых затрат. Размер вреда, причиненного почве в результате выхода тела полигона за пределы его границ, составил 2 484 996 рублей.    

Уголовное дело направлено в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону для рассмотрения по существу.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                                      

юрист 1 классаИ.В. Бойко

Природоохранной прокуратурой приняты меры по устранению нарушений законов в сфере водоснабжения и водоотведения

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, органами местного самоуправления и организациями водопроводно-коммунального комплекса законов в сфере охраны и использования водных объектов при организации водоотведения в ходе которых установлено, что сведения о границах зон санитарной охраны 7 источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

По данным фактам министру жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого не приняты меры по устранению выявленных нарушений, в связи с чем в суд направлено административное исковое заявление о признании бездействия незаконным, обязании направить в органы регистрации прав документы в целях внесения в ЕГРН сведений о границах зон санитарной охраны источников водоснабжения, которое находится на рассмотрении.

Кроме этого, выявлены факты неотражения установленных границ зон санитарной охраны источников водоснабжения в документах территориального планирования органов местного самоуправления Аксайского, Багаевского и Каменского районов, Аксайского городского поселения, г. Донецка, г. Каменск-Шахтинского, по которым главам администраций внесены представления.

Вместе с тем, нарушения законов фактически не устранены, в связи с чем в суды области направлено 6 исковых заявлений к вышеперечисленным администрациям об обязании отразить на картах генеральных планов границ зон с особыми условиями использования территорий – второго и третьего поясов зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения. По результатам рассмотрения все исковые заявления удовлетворены.

Также в ходе проверки установлены факты осуществления ГУП РО «УРСВ» добычи подземных вод из 114 подземных источников в отсутствие действующих лицензий, сброса сточных вод в водные объекты и забора водных ресурсов из водных объектов в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование и договоров водопользования, в отсутствие согласования с АЧТУ Росрыболовства в установленном порядке. В Шахтинский городской суд направлено 3 исковых заявления о запрете деятельности по добыче подземных вод в отсутствие действующих лицензий на право пользования недрами; обязании устранить нарушения законов, которые находятся на рассмотрении.

Устранение нарушений законов находятся на контроле в природоохранной прокуратуре.

Помощник межрайонного

природоохранного прокурора Г.Н. Землянов