Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о правилах накопления ртутных ламп

В силу ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров достигается в частности за счет соблюдения Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В конце 2020 года обновлен порядок обращения с ртутьсодержащими лампами (постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»).

Так, скорректирован понятийный аппарат. Вводится понятие «оператор по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами», под которым понимается юридическое лицо и ИП, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.

В случае загрязнения помещения, где расположено место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, парами и (или) остатками ртути лицом, организовавшим места накопления, должно быть обеспечено проведение работ по обезвреживанию отходов отработанных (в том числе поврежденных) ртутьсодержащих ламп с привлечением оператора на основании договора об оказании услуг по обращению с отходами.

Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором.

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта РФ.

Утилизация и обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также с учетом информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

Операторы, осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп, ведут учет принятых, транспортированных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, находящихся на хранении отходов.

Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                                

младший советник юстиции  И.В. Науменко

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о необходимости проведения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – закон об охране атмосферного воздуха) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. На территории Ростовской области таким органом является министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), которые распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. п. 2, 5, 19 указанных Требований мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 закона об охране атмосферного воздуха.

Таким образом обязательным условием разработки и согласования хозяйствующими субъектами мероприятий при НМУ является наличие у природопользователя источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, при этом отсутствие НМУ на территории, на которой находится организация и ее объекты, не лишает их обязанности по разработке и согласованию таких мероприятий.

Непроведение хозяйствующим субъектом при получении прогнозов НМУ мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области, а равно отсутствие согласованных с министерством таких мероприятий образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                                

юрист 3 класса  Г.Н. Землянов

Природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2021 году на основании задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Установлено, что до настоящего времени в нарушение требований законов министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области административный регламент по предоставлению государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не утвержден, сведения о государственной функции для размещения в реестре в течение 1 календарного месяца со дня вступления нормативного правового акта, устанавливающего полномочие областного органа исполнительной власти по оказанию услуги для размещения в соответствующем реестре не предоставлены.

Отсутствие разработанного и утвержденного административного регламента по предоставлению государственной услуги не позволяет четко сформулировать критерии рассмотрения поступивших в министерство материалов, в соответствии с которыми возможно или невозможно согласовать такие мероприятия.

На основании изложенного министру природных ресурсов и экологии Ростовской области 26.02.2021 внесено представление об устранении нарушений законов, которое по результатам рассмотрения удовлетворено, разрабатывается проект нормативного правового акта об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги.

Помощник межрайонного природоохранного прокурора  юрист 3 класса Г.Н. Землянов

Природоохранная прокуратура через суд обязала вывезти отходы с площадки временного накопления

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Установлено, что региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность на территории г. Ростова-на-Дону и Мясниковского района за период с 1 января 2019 года по 14 мая 2020 года на площадку временного накопления отходов (далее - ПВН), расположенную в г. Ростове-на-Дону, пер. 1-й Машиностроительный, на площади около 5 га транспортировано и складировано более 6 млн. куб. м. отходов.

С учетом того, что накопление отходов в силу положений закона допускается на срок не более 11 месяцев, природоохранной прокуратурой в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону предъявлено исковое заявление об обязании их вывезти с ПВН, обеспечив их обращение в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону исковые требования прокурора удовлетворены (не вступило в законную силу). Начало работ по вывозу отходов должно начаться после начала работы объектов межмуниципального отходоперерабатывающего комплекса в Мясниковском районе, запланированного в 1 полугодии 2021 года. Фактическое устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.

Старший помощник межрайонного природоохранного прокурора    

младший советник юстиции  И.В. Науменко